Резолютивная часть по ст 20 6 коап рф


Верховный суд дал исчерпывающие разъяснения, подтверждающие формируемую в данный момент судебную практику. В частности, по ст. 20.6.1. КоАП РФ (штраф от 1 тыс.) привлекаются граждане, уличенные в нарушении федеральных и региональных норм и ограничений, а по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (штраф от 15 тыс.) граждане, имеющие официальное предписание о соблюдении самоизоляции ввиду наличия признаков болезни, контакта с зараженным лицом или же установленного факта прибытия из эпидемиологически неблагополучных стран.

Данная позиция раскрыта в вопросе №22 Обзора ВС РФ. Выдержка приводится ниже.

Более подробно см.Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1

Разъяснения Верховного Суда РФ по коронавирусу

Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 21.04.2020 № 1Вопрос 17: В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Ответ: Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 г. № 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» и др.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, например, подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ), принятого в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или индивидуального предпринимателя, юридического лица, выразившиеся в нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 названного Указа и др.

При этом судам необходимо учитывать, что в случае нарушения подпункта 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях, а также подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ) о временном приостановлении посещения гражданами территорий общегородского значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вопрос 19: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Ответ: Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.

Вопрос 20: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ)

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Вопрос 21: Кому может быть назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?

Ответ: Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Комментарий к статье 20.6.1 КоАП

  1. Кого привлекают по статье 20.6.1 КоАП

    По статье 20.6.1 КоАП оштрафуют тех, кто нарушил федеральные или региональные правила самоизоляции будучи здоровым и не находящимся на карантине в связи с возвращением из-за границы или из-за заболевания родственников (т.е. лиц, не подпадающих под санкции статьи 6.3 КоАП). При этом надо обратить внимание на то, что федеральные Правила поведения никаких запретов на выход из дома и соблюдение режима самоизоляции не содержат. Такие ограничения содержат региональные нормативные акты, например:

    • Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ;

    • Постановление губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ;

    • Постановление губернатора Санкт-Петербурга от 18.03.2020 № 121;

    • Постановление губернатора Ленинградской области от 28.03.2020 № 171;

    • Постановление губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 № 27.

    Учитывая, что почти во всех регионах приняты нормативные акты об административной ответственности, сразу же возникает вопрос — какую норму (федеральную или региональную) применять?

    Обзор судебной практики от 21.04.2020 ответа на этот вопрос не дает, но рекомендует при этом с учетом конкретных обстоятельств применять предусмотренную санкцией ст. 20.6.1 КоАП меру наказания в виде предупреждения (что, на мой взгляд, справедливо при совершении первого нарушения).

  2. За что привлекают по статье 20.6.1 КоАП

    По статье 20.6.1 КоАП протокол составят, если человек вышел из дома без достаточных оснований, т.е. не для:

    • поездки на работу;

    • обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;

    • совершения покупок в ближайшем работающем магазине или аптеке (т.е. получается, что могут привлечь лишь за то, что Вы пошли в свой любимый магазин (где есть товары, отвечающие Вашим потребностям), а не в ближайший (где таких товаров нет));

    • выгула домашних животных на установленном в регионе расстоянии от места проживания (пребывания). Исходя из региональных норм (которыми установлены максимальные расстояния удаления от места жительства) придется брать с собой рулетку. Ну а если серьезно, надо быть внимательными и аккуратными. Если Вы отдалились от дома по уважительным причинам (сорвалась с поводка собака), то в протоколе эту причину обязательно надо указать;

    • выноса бытового мусора.

Вопросы юристу по штрафам за нарушение самоизоляции

Ответы, как и материал в целом, подготовлены командой практикующих юристов, адвокатов и прошли комплексную юридическую проверку.

Нужна информация или помощь по конкретному делу? Вы всегда можете задать свой вопрос прямо сейчас!

Законны ли штрафы за нарушение самоизоляции?

Ответ: В каждом конкретном случае нужно основательно изучить протокол об АПН и обстоятельства совершения правонарушения. Возможно, имеет место неверное толкование норм КоАП РФ. В глобальном же смысле вопрос о законности или незаконности штрафов за самоизоляцию относится к теоретическим размышлениям юристов, опираться на которые в суде будет проблематично.

Нормы КоАП РФ законны до тех пор, пока они не отменены или же не признаны Конституционным судом противоречащими Конституции РФ. Региональные НПА (Указы Губернаторов, распоряжения Правительств региона и т.д.) точно так же считаются законными до их отмены принявшими инстанциями или же компетентным судом.

Поэтому все, кто громогласно призывает к нарушению режима самоизоляции и мотивирует это тем, что такие штрафы незаконны/противоречат Конституции/приняты с нарушением процедуры (нужное подчеркнуть) де_факто и де_юро являются провокаторами. Закон не может быть незаконным до тех пор, пока он в установленном порядке не отменен. А мнения третьих лиц – пусть даже в их числе известные юристы – остаются лишь мнениями.

В каждом конкретном случае суд выясняет — является ли поведение привлекаемого лица противоправным или же нет. Вопрос же о законности норм закона (тавтология, увы) не стоит в принципе.

У нас нет карантина и ЧС, только самоизоляция. На каком основании штрафы?!

Ответ: Статья 31 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает введение ограничительных мероприятий (карантина) региональными властями. Введение ЧС для применения ограничительных мер не требуется.

Формально, все мероприятия, введенные для противодействия коронавирусной инфекции, охватываются понятием «ограничительные мероприятия», при этом карантин — это, скорее, терминологическое обозначение любых мер, направленных на противодействие распространению инфекции.

Другой распространённый фейк заключается в том, что «самоизоляция якобы добровольна». Самоизоляция – это форма ограничений, установленных для гражданина, которая заключается во вменении ему обязанности самостоятельно изолироваться. Именно САМОСТОЯТЕЛЬНО, а не ДОБРОВОЛЬНО. Это два совершенно разных понятия, которые, с чьей-то подачи, ставят в один ряд. Гражданин вправе добровольно выбрать способ изоляции — например, на даче, в квартире или в ином жилом помещении, которым может законно пользоваться. Но он в любом случае обязан это сделать.

Так что, если в вашем регионе введен режим повышенной готовности или объявлена угроза возникновения ЧС – штрафы за нарушение введенных в этой связи ограничений будут законными.

Вопросы юристу по штрафам части 2 ст. 6.3 КоАП РФ

Если у вас есть актуальный вопрос о применении части 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение самоизоляции – спросите нашего юриста сейчас. Это быстро, бесплатно и эффективно.

Комментирует юрист, Дмитрий Кузьмин

К сожалению, практика применения данной статьи откровенно противоречивая. Множество шума наделал первый штраф в стране, который был оформлен буквально через несколько часов после вступления указанных выше поправок в силу.

Вышедшего переставить автомобиль гражданина подвергли штрафу по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, да еще и рассмотрели дело с нарушением правил подсудности. Более подробно я разбирал данное дело в нашем блоге на Яндекс.Дзен. В данный момент данное постановление отменено по представлению прокуратуры (!) по формальным основаниям.

В столице так же был вынесен ряд судебных постановлений по части 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении граждан, которые не имели официальных предписаний о карантине, но нарушали установленные в регионе Правила поведения.

Подобная неразбериха, на мой взгляд, была вызвана отсутствием на момент введения ст. 20.6.1 КоАП РФ положений о должностных лицах, которые вправе составлять протоколы по данным составам. Такое постановление было принято только 12 апреля, а до этого времени всех нарушителей Правил поведения штрафовали по части 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Законно? Надо смотреть обстоятельства каждого дела. Полагаю, что статья все же «не про тех» и может применяться только к официально содержащимся на карантине.

Состав правонарушения по новой статье

В соответствии с текстом правовой нормы, правонарушением является невыполнение правил поведения, предусмотренных правовыми актами о введении режима повышенной опасности на территории, которой угрожает чрезвычайная ситуация или уже введена ЧС. В случае, если противоправные действия повлекли серьезную угрозу населению, либо нарушили правила карантина ответственность грозит уже по ст. 6.3 КоАП РФ, наказания по которой также были ужесточены.

Это состав правонарушения по части 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Также у новой нормы есть часть 2, предусматривающая ответственность за те же действия, повлекшие последствия в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу. Часть 2 ст. 20.6.1 применяется только в том случае, если не содержит состава правонарушения по ст. 6.3 или преступления по нормам УК РФ.

Обзор изменений в ст. 6.3 КоАП РФ в 2020 году – штраф за нарушение карантина

Другой комментарий к Ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность при чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера.

В ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов муниципального самоуправления, среди которых: принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечение их проведения; организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 14 Закона устанавливает обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, может выражаться в противоправном действии или в бездействии: невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения (ч.1); непринятии мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также несвоевременном направлении в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч.2).

3. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.1 данной статьи, являются должностные и юридические лица, ответственные за выполнение обязанностей и соблюдение правил и норм, содержащихся в диспозиции указанной части статьи.

4. Субъектами правонарушений, предусмотренных ч.2 комментируемой статьи, являются должностные лица, ответственные за обеспечение готовности, а также за направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, согласно диспозиции указанной части статьи.

5. Правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Практика и размер штрафов по ст. 20.6.1 КоАП РФ

С момента принятия Постановления Правительства, предоставившего органами полиции право оформлять протоколы об АПН по ст. 20.6.1 КоАП РФ, в суды стали поступать соответствующие материалы.

В целом по стране практика назначения штрафов по ст. 20.6.1. КоАП РФ реализуется в «щадящем» режиме. В большинстве случаев гражданам назначают минимальные штрафы в размере 1000-2000 рублей, реже – предупреждения и еще реже – более значительные суммы штрафов.

Вот примеры некоторых типичных дел по данной статье:

  • Центральный районный суд г. Новосибирска (Карточка дела 5-100/2020 с судебным актом). Гражданин Н. гулял в парке, нарушая введенный в Новосибирске режим самоизоляции, за что был оштрафован на 1000 рублей.
  • Вахитовский районный суд г. Казани (карточка дела 5-530/2020 с судебным актом). Гражданин Х. находился в общественном месте во время действия режима всеобщей самоизоляции в г. Казань не имея при себе специального разрешения на передвижение в условиях действия запретов и ограничений. Штраф – 1000 рублей.
  • Елецкий районный суд Липецкой области (карточка дела 5-20/2020 с судебным актом). Гражданка Б. находилась возле дома в период действия режима самоизоляции. Суд объявил ей предупреждение, сославшись на признание вины и привлечение к административной ответственности впервые.

В основном такие дела рассматриваются в отсутствие лиц, привлекаемых к ответственности при условии их уведомления и наличия прямого волеизъявления по делу.

Нужна консультация юриста? Получите ее прямо сейчас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *