Основные принципы международного права противопоставляются друг другу


основные принципы международного права противопоставляются друг другу

Эволюция данного принципа происходила уже после Вто­рой мировой войны и носила более длительный характер.

Большинство государств — членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права че­ловека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области.

Однако при всей абстрактнос­ти уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава ООН в создании правовой базы для последующего формирования одного из основных прин­ципов международного права.

В Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. В преамбуле Устава ООН провозглашалось: «Мы, народы Объединенных Наций, преис­полненные решимости … вновь утвердить веру в основные пра­ва человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и ма­лых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна пу­тем координации «международного сотрудничества в поощре­нии и развитии уважения к правам человека и основным сво­бодам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Нормативное содержание данного принципа разрабатыва­лось путем принятия специальных документов, к числу кото­рых относится провозглашенная в 1948 г. Всеобщая деклара­ция прав человека, и принятые в 1966 г. Международные пак­ты о правах человека, а также ряд других деклараций и кон­венций.

В качестве самостоятельного принцип был сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., в п.VII«Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу совести, мысли и религии».

Содержание:

Принцип самоопределения народов

В соответствии с Декларацией о общепризнанных принципах международного права 1970 года принцип самоопределения вполне может быть реализован в таких формах: определенный статус автономии в четких рамках государства, которое существует (например, какая-либо Автономная Республика Аджария, которая в свою очередь входит в состав Грузии); создание государства собственного порядка (например, появление суверенного государства Республика Мальта на месте колонии Великобритании в 1964 году); выход из состава государства (например, выход Эритреи из состава Эфиопии в 1993 году, выход Южного Судана из состава Судана в 2011 год). При этом достаточно важно отметить, что право на самоопределение подразумевает под собой свободу выбора между данными возможностями.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Принцип невмешательства тесно связан с принципом суве­ренного равенства государств, параллельно с которым он и раз­вивался.

Согласно п. 8 ст. 15 Статута Лиги Наций, «если одна из сторон заявляет, и это будет установлено Советом, что спор между сторонами относится к вопросам, которые согласно меж­дународному праву относятся исключительно к внутренней ком­петенции этой стороны, Совет должен установить этот факт и воздержаться от вынесения рекомендации по урегулированию данного спора».

Как следует из содержания указанной статьи, государства стремились оградить свой суверенитет от любых посягательств со стороны самой организации — Лиги Наций, а не отдельных стран.

С принятием Устава ООН запрет на вмешательство стал одним из основных принципов международного права. Как следует из формулировки п. 7 ст. 2 Устава, ООН не имеет права на «вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН предоставлять такие дела на разрешение в поряд­ке настоящего Устава».

Современное понимание принципа невмешательства конк­ретизировано в таких международных документах, как Декла­рация о недопустимости вмешательства во внутренние дела го­сударств, Декларация о принципах между­народного права 1970 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещают государствам вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела, входящие во внутрен­нюю компетенцию другого государства.

Вооруженное вмеша­тельство и все другие формы вмешательства или всякие угро­зы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических основ, являются на­рушением международного права.

Ни одно государство не мо­жет применять либо поощрять применение экономических, по­литических или иных мер с целью добиться подчинения себе цругого государства в осуществлении им прав, присущих его зуверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества тюбого рода.

Принцип невмешательства включает в себя также •еотъемлемое право каждого государства выбирать свою по-итическую, экономическую, социальную и культурную сис-гему без вмешательства в какой бы то ни было форме со тороны другого государства.

С развитием международных отношений кроме ранее извест-ых запрещенных форм вмешательства (военного, политичес-ого, экономического) стали известны и такие, как информационное вмешательство,стал актуален запрет на пропоганду войны и агрессии. А в эпоху глобализации международное сообщество столкнулось и с такой формой вмешатель-ва, как электронное вмешательство. с использованием формационных технологий.

Вследствие изменений, произошед­ших в мире на пороге XXI в., иногда обосновывается право­мерность вмешательства под предлогом борьбы с международ­ным терроризмом в отношении государств, правительства ко­торых оказывают содействие террористам (как это имело мес­то в отношении Афганистана после событий 11 сентября 2001 г., как это было провозглашено в качестве официальной позиции России после Беслана в сентябре 2004 г. и др.), а также для предотвращения распространения оружия массового уничтожения (как это имело место в отношении Ирака) или для свержения режима, не соответствующего определенным стандартам демократии.

Содержание понятия «дела, по существу входящие во внут­реннюю компетенцию государства» также изменялось с разви­тием международного права.

В процессе развития международ­ного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые постепенно перестают относиться исключительно ко внутрен­ней компетенции и подпадают под международно-правовое ре­гулирование. Государства на добровольной основе ограничива­ют свою компетенцию в вопросах обороны (ограничение воору­жений), экономического развития, прав человека с расширени­ем полномочий международных контрольных органов в этих и других областях. Поэтому зачастую решение проблемы о де­лах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике вызывает споры.

Принцип в процессе которого осуществляется разрешение споров международной направленности мирным путем

В соответствии с Уставом ООН (пунктом 3 статьей 2) государства «осуществляют необходимые действия по решению своих проблем, а именно международных споров мирными средствами для того чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность, а также справедливость». В качестве возможных средств урегулирования спора Устав ООН (статья 33) указывает такие средства: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, процесс разбирательства в судебном органе, какие-либо другие мирные средства по своему выбору.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя две составные части: уважение суверенитета всех госу­дарств и их равноправие в международных отношениях.

Эти составляющие объединены в одно целое в п. 1 ст. 2 Устава ООН, которая гласит: «Организация основана на принципе су­веренного равенства всех ее членов».

Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что сувере­нитет может существовать только в условиях равноправия.

Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международ­ного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ 1975 г., а также Итоговом документе Венской встречи СБСЕ 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное назначение указанного принципа — обеспечение равного участия всех государств в международных отношени­ях, независимо от различий экономического, социального, по­литического или иного характера.

Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равен­ства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно избирать и раз­вивать свои политические, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добро­совестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Государства — участники СБСЕ 1975 г., заявили о своем намерении «ува­жать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость». Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и разви­вать свои политические, социальные, экономические и куль­турные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

И, так:

1. В рамках международного права все государства-участни­ки имеют равные права и обязанности.

2. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмот­рению их отношения с другими государствами согласно между­народному праву.

3. К числу элементов принципа суверенного ра­венства относится право государств принадлежать или не при­надлежать к международным организациям, быть или не быть участником, двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

— нерушимости государственных границ;

В Декларации о принципах межд. права содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: «Каждое гос-во обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих межд. границ другого гос-ва или в качестве средства разрешения межд. споров, в том числе террит споров и вопросов, касающихся гос границ.

Нерушимость границ

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о нерушимости границ являются составной частью со­держания принципа неприменения силы и угрозы силой. Государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой или ее при­менения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разреше­ния международных споров, в том числе территориальных спо­ров и вопросов, касающихся государственных границ».

Государства Европы всегда придавали особое значение не­рушимости границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973 гг.

В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано, что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы». Стороны заявили, что «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем». Они будут «неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах».

В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства — участники СБСЕ рассматривают все грани­цы друг друга и границы всех государств в Европе как неруши­мые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требо­ваний или действий, направленных на захват и узурпацию час­ти или всей территории любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ в числе других принципов является основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что подтверждается ее договорами с ними.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Го­сударств от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются признание и уважение не­прикосновенности существующих границ.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает следующее положение: «Стороны при­знают нерушимой существующую между ними границу и под­тверждают, что не имеют друг к другу никаких территориаль­ных претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».

Приверженность принципу нерушимости границ выраже­на также в Договоре между Российской Федерацией и Украи­ной о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г., в Договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля 1997 г. и др.

Знаменательно включение этого принципа, в числе других, в Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудниче­стве и безопасности между Российской Федерацией и Органи­зацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г.

Принцип суверенного равенства государств

Стоит отметить, что суверенитетом могут обладать только государства. В соответствии с первым пунктом 2 статьи Устава ООН: «Организация в свое время основана на конкретном принципе равенства суверенной направленности всех ее Членов». Составляющими такого принципа суверенного равенства государств являются конкретные понятия «суверенитет», а также «равноправие».

Важно, что сам суверенитет осуществляется в конкретных рамках международного права, иначе он означал бы произвол. Разграничение сфер деяния суверенитета – одна из функций международного права. Если посмотреть с одной стороны, то право международной направленности обеспечивает суверенитет, а, если с другой, то препятствует злоупотреблению им. Именно из-за этого суверенное равенство государств является реальным только в рамках права международного характера.

Что касается равноправия, то оно в свое время означает, что абсолютно каждое государство является определенным субъектом права международной направленности. Все государства при фактическом неравенстве юридически равны.

В соответствии с Декларацией принципов права международного характера 1970 года и специальным Заключительным документом СБСЕ 1975 года вполне можно отметить такие элементы содержания принципа суверенного равенства государств. Также важно знать, что все государства юридически равны. Каждое государство в свое время использует права, которые присущи полному суверенитету; обязано уважать правовую субъектность иных государств, при выполнять полностью и, что самое главное добросовестно свои международные обязательства, и, конечно, жить в мире с иными государствами. Каждое государство обладает определенным правом самостоятельно проводить свою политику внешней направленности, принадлежать к конкретным международным организациям и при этом быть (не быть) участником специальных международных договоров. Также каждое государство обладает правом на нейтралитет.

Принцип неприкосновенности, а также нерушимости государственных границ

Важный и вполне очевидный факт, что каждое государство имеет свою собственную территорию, которая в свое время ограничена сухопутными, водными и, конечно, воздушными границами.

Иными словами, граница – это определенный пространственный предел деяния суверенитета государства над его сухопутной, водной, воздушной территорией и недрами.

Государственной границей является конкретная линия и проходящая по этой линии поверхность вертикального характера, устанавливающая специальные пределы территории государства (то есть пределы его суши, вод, недр и воздушного пространства). Режим границы государственного порядка определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них. Границы в свою очередь, устанавливаются на основе международного договора между путями государственного характера делимитации и демаркации границ.

Делимитация – это конкретное определение в том или ином договоре общего направления и положения границы. Государства, которые между собой о чем-то договариваются составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят данную линию на карту.

Что касается демаркации – то можно сказать, что это определенный процесс по проведению линии границы на местности.

Для демаркации обычно сооружаются специальные знаки пограничного характера, а также составляются определенные протоколы о демаркации, в которых в свою очередь отмечаются места установки пограничных знаков и, конечно, описывается линия границы в протоколах о демаркации.

Неприкосновенность границ – это специальная функция осуществляющая предохранение границ от любого посягательства извне.

Тут стоит отметить, что никто не должен покушаться на границу с какой-либо целью ее изменения; все граждане обязаны соблюдать конкретный порядок, который был установлен по пересечению границы; никто не может пересекать границу без соответствующего разрешения или правил; каждое государство в свою очередь имеет определенное право осуществлять контроль по пересечению его границы людьми, животными, а также различными транспортными средствами.

Нерушимость границ – это специальное состояние, которое является признанным, а также юридически закрепленным в стабильности существующих границ государств, выражающееся в признании границ, которые существуют в качестве юридически установленных в соответствии с правом международной направленности; отказе от каких-либо притязаний территориального порядка на данный момент и в будущем; отказе от абсолютно любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее использование.

— уважения прав человека и основных свобод

Закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один — о гражданских и полит правах, другой — об экономических, социальных и культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.

Уважение прав человека и основных свобод

Становление обязательства государств уважать права че­ловека и основные свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые не­посредственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и кон­кретизированы в Декларации 1970 г.

В самом Уставе при определении целей ООН говорится об осуществлении международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех…» (п. 3 ст. 1). Согласно ст. 55, ООН содействует «всеоб­щему уважению и соблюдению прав человека и основных сво­бод для всех…». И если прибегнуть к комплексной оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обя­зательство не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблю­дения.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рам­ках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декла­рации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также дру­гих деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация обя­зательств государств в сфере прав и свобод человека на регио­нальном уровне (американская, европейская, позднее африкан­ская конвенции, а в настоящее время и в рамках Содружества Независимых Государств).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные пред­писания об уважении прав человека и основных свобод впер­вые были сформулированы как компоненты самостоятельного международного принципа, которым государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники «бу­дут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоин­ства, присущего человеческой личности, и являются сущест­венными для ее свободного и полного развития». В развитие этой формулы государства в Итоговом документе Венской встре­чи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод обусловливает содержание соответствую­щих положений национального законодательства. Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции Российской Феде­рации: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнан­ным принципам и нормам международного права и в соответст­вии с настоящей Конституцией».

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод ха­рактеризуется как существенный фактор мира, справедливо­сти и благополучия в межгосударственных дружественных от­ношениях. Следует иметь в виду, что в обоих международных пактах права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об уважении прав и защите закон­ных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ствам.

В числе новейших документов, применяющих рассматри­ваемый принцип к ситуации, сложившейся после прекращения существования СССР, являются Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о междуна­родных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24 сентября 1993 г.) и Конвенция СНГ о правах и основ­ных свободах человека (26 мая 1995 г.).

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарак­теризовать как юридическую базу становления и совершенст­вования международного гуманитарного права как отрасли ме­ждународного права в ее современном понимании (см. гл. 13). Содержание этого принципа определяет характер взаимодей­ствия международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного сотрудничества в условиях, когда ме­ждународное право не только влияет на национальное законо­дательство по вопросам прав человека, не только устанавлива­ет общепринятые стандарты, которыми должны руководство­ваться государства, не только вводит в действие международ­ные средства защиты прав человека от массовых посягательств, но и становится непосредственным регулятором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечивае­мого, наряду с национальным, международным правовым меха­низмом.

Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом неприменения силы и угрозы силой.

Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г. и 1907 г. были приняты Кон­венции о мирном разрешении международных столкновений и учреждена Постоянная палата третейского суда.

В Конвенциях содержалась лишь рекомендация обращать­ся к добрым услугам или посредничеству, прежде чем прибег­нуть к военным методам урегулирования спора.

Статут Лиги Наций содержал правило об обязательном обращении государств к мирным средствам разрешения спо­ров. И лишь в случае, если такое обращение не принесло поло­жительного результата, государства могли прибегать к войне.

В Парижском договоре об отказе от войны 1928 г. в ст. 2 пре­дусматривалось, что урегулирование всех разногласий или конф­ликтов должно осуществляться только мирными средствами.

В качестве одного из основных принцип мирного разреше­ния международных споров был сформулирован в Уставе ООН: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвер­гать угрозе международный мир и безопасность и справедли­вость» (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера раскрыва­ется в Декларации

Согласно ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в лю­бом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддер­жанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор мирными средствами.

Государства обязались добросовестно и в духе сотрудниче­ства прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В случае, если стороны не достигнут разрешения спора пу­тем одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать искать взаимно согласованные пути мирного уре­гулирования спора.

Государства, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства, должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степе­ни, что будет поставлено под угрозу поддержание международ­ного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегу­лирование спора более трудным.

Международное право сохраняет за государствами свободу выбора средств для разрешения конкретного спора.

Принцип, который основывается на добросовестном исполнении определенных обязательств международного характера

В соответствии с пунктом 2 статьей 2 Устава ООН все члены ООН «добросовестно занимаются исполнением принятых на себя по настоящему Уставу обязательств». В соответствии с 26 статьей Венской конвенции свидетельствующей о праве договоров международного характера 1969 года «каждый договор, который действует обязателен для его участников и при этом обязан ими добросовестно выполняться».

Также стоит отметить, что можно определить содержание какого-либо конкретного принципа основанного на добросовестном выполнении обязательств где:

  • государства вовсе не обязаны принимать на себя определенные обязательства, которые в свою очередь тем или иным образом противоречат обязательствам, которые уже действуют перед странами третьего мира;
  • право государства имеющее внутренний характер необходимо согласовывать с обязательствами по международному праву;
  • государства не имеют права ссылаться на свое законодательство, для того чтобы оправдать невыполнение каких-либо международных обязательств;
  • недопустим односторонний отказ от обязательств, которые были приняты.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого исполь­зуется формулировка «принцип равноправия и самоопределе­ния народов».

Его содержание раскрыто в ряде международ­ных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г., Вен­ской декларации и программе действий, принятой на Всемир­ной конференции по правам человека 1993 г., и др.

На регио­нальном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Исходя из содержания указанных документов, можно сформу­лировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:

а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое дол­жно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявле­ния, без какого бы то ни было вмешательства извне;

в) оно означает возможность выбора между внутренним само­определением (в рамках данного государства, например по­лучением статуса субъекта федерации, автономного образо­вания и т.д.), отделением данного народа с созданием соб­ственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора по­литического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политичес­кого режима);

г) оно означает выбор пути экономического, социального и куль­турного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбо­ра социально-экономического строя.

Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предоп­ределять другой.

Понятие «народ» в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию.

На­род, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней прожи­вающих, а как минимум определенная экономическая и куль­турно-историческая целостность, осознающая свое единство.

Любое государство обязано уважать право народа на само­определение. Необходимо учитывать, что на первом этапе раз­вития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством.

Сегодня про­цесс деколонизации практически завершен, но принцип само­определения народов не перестал из-за этого существовать

Вопрос о праве на самоопределение приоб­рел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии.

Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трак­товке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип рав­ноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределе­ние. Оно не должно осуществляться вне рамок права на само­определение.

Декларацию о принципах между­народного права 1970 г. и Венская декларация 1993 г., отделение допускается в следующих случаях:

а) если оно относится к народам территорий, подлежащих де­колонизации (в настоящее время это положение утратило прежнее значение в связи с тем, что процесс деколонизации практически завершен);

б) если оно предусмотрено в конституции (или ином законе) соответствующего государства. Например, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях закрепле­но это право;

в) если территория, на которой проживает определенный на­род, была оккупирована или подвергалась аннексии после 1945 г.;

г) если какие-либо народы проживают на территории государ­ства, не соблюдающего в отношении этих народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечиваю­щего представительство всех слоев населения без какой бы то ни было дискриминации в органах государственной вла­сти. Поскольку основа принципа самоопределения видится в праве населения на участие в управлении государством.

Таким образом, только в этих случаях народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, вправе при наступлении ука­занных выше условий претендовать на признание их субъек­тами международного права, опираясь на принцип самоопреде­ления.

Государство, созданное в нарушение принципа равнопра­вия и самоопределения народов (народом, не имеющим права на отделение, или какой-либо частью населения государства, которая не может рассматриваться как народ), не должно считаться юридически существующим субъектом международ­ного права

Следует признать, что складывается обычная норма между­народного права, согласно которой вооруженная поддержка со стороны третьих государств движения за отделение воору­женным путем недопустима.

Далеко не всегда можно устано­вить, имеет ли тот или иной народ право на отделение, поэтому иностранная вооруженная поддержка вооруженной борьбы про­тив правительственных сил может вылиться в нарушение прин­ципа территориальной целостности и неприкосновенности госу­дарств. Вооруженная поддержка народа в таких ситуациях до­пустима лишь на основании решения Совета Безопасности ООН.

В принципе государство имеет право подавлять вооружен­ные антиправительственные выступления (с учетом необходи­мости соблюдать обязательства в области прав человека), за­щищая свой суверенитет, территориальную целостность и политическое единство.

Существует проблема самоопределения так называемых разделенных народов, т.е. народов, оказавшихся в силу исто­рического развития на территории нескольких государств.

Наи­более характерный пример такого народа — курды. Термин «раз­деленный народ» не является правовым. Трудно иногда уста­новить, действительно ли данный народ разделен или же в одном государстве он образует титульную нацию или одну из наций, напоминающих по фактическому влиянию титульную (например, в Швейцарии), а в других государствах лица, имею­щие соответствующую национальность, образуют лишь нацио­нальное меньшинство. Скорее всего, разделенным следует при­знать народ, проживающий на прилегающих друг к другу час­тях территории различных государств, в каждом из которых он образует компактно проживающее на данной чясти нацио­нальное меньшинство.

— суверенного равенства государств;

В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, кот гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”. Основное содержание принципа состоит в следующем: гос-ва обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других гос-в. Каждое гос-во имеет право свободно выбирать и развивать свою полит, соц, эк и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все гос-ва обладают равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими гос-вами в соответствии с межд правом. Гос-ва должны добросовестно выполнять свои обязательства по межд праву.

Суверенное равенство (п. 1, ст.2. Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права присущие суверенитету.

Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил закрепление в названных выше документах как син­тез традиционных правовых постулатов — уважения государ­ственного суверенитета и равноправия государств. Соответст­венно его характеризуют как комплексный, двуединый прин­цип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен — суверенное равен­ство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: «Орга­низация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. государства имеют одинаковые (равные) права и обязан­ности, т. е. они юридически равны. При этом по Декларации все государства «являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

Каждое государство пользуется правами, присущими пол­ному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, вклю­чая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специ­фической для Заключительного акта является формулировка относительно права государств «принадлежать или не принад­лежать к международным организациям, быть или не быть уча­стниками двусторонних или многосторонних договоров…».

«Равносуверенность» государств характеризуется тем, что „каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств. Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действую­щего международного права (в литературе встречается слово­сочетание «согласованный суверенитет»). В функции междуна­родного права входит нормативное обеспечение такой коорди­нации, своего рода упорядочение осуществления основанной на государственном суверенитете международной правосубъектности.

Заключаемые государствами международные договоры, будучи воплощением согласования государственных воль, от­ражают принцип суверенного равенства и нередко содержат Прямые ссылки на него (например, преамбула Венской конвен­ции о праве международных договоров, ст. 1 Устава Содруже­ства Независимых Государств, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией’ .и Чешской Республикой от 26 августа 1993 г.).

Конкретное проявление принципа суверенного равенства получает и в таких договорных формулировках, как «каждое участвующее в договоре государство имеет право…», «каждое участвующее в договоре государство обязуется», «ни одно го­сударство не может…» и т. п.

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм — на действие механизма меж­дународно-правового регулирования, на методы мирного уре­гулирования межгосударственных споров и на проявление от­ветственности государств за международные правонарушения.

— сотрудничества между государствами;

Идея всестор. сотр. воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в Декларации о принципах межд. права. Принцип обязывает гос-ва сотрудничать друг с другом, независимо от различий их полит, эк и соц систем. Определены также основные направления сотр: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление межд. отношений в эк, соц, культ, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие эк росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства независимо от различий их систем обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.

Сотрудничество государств

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеров­ской коалиции во второй мировой войне и как критерий межго­сударственного общения в будущем. При этом подразумевался качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений между странами.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осущест­вление международного сотрудничества в разрешении между­народных проблем экономического, культурного и гуманитар­ного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения Устава. В числе функций Генеральной Ас­самблеи — организация исследований и разработка рекоменда­ций в целях содействия международному сотрудничеству в по­литической области и поощрения прогрессивного развития ме­ждународного права в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуще­ствлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвяще­на международному экономическому и социальному сотрудни­честву.

Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью го­сударств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотруд­ничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безо­пасности и содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему благосостоянию народов…». Дек­ларация обозначает основные направления сотрудничества, ори­ентируя государства на сотрудничество как друг с другом, так и с Организацией Объединенных Наций.

Дальнейшее развитие и конкретизацию принцип сотруд­ничества получил применительно к общеевропейским делам в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., согласно которому государ­ства-участники «будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН». При этом особо подчеркивается стремление на его основе содействовать взаи­мопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и справедливости.

В современных условиях первостепенное значение имеет достижение универсальности принципа сотрудничества.

Общее содержание принципов международного права

Изначально данные принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, но после принятия Устава ООН ключевые принципы получили договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство стран, добросовестное исполнение взятых на себя обязательств, отказ от угрозы силы либо ее внедрения, мирное разрешение интернациональных споров и т. д.) присутствуют в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава даёт пояснение, что если обещания членов ООН по Уставу ООН будут противоречить обязательствам по определённому международному договору, преимущественную силу, в таком случае, будут иметь обещания по Уставу.

Содержание главных принципов досконально раскрывается в Декларации о принципах международного права, которые касаются дружественных взаимоотношений и сотрудничества между странами согласно Уставу ООН от 1970 года, и других международных документах. Содержание основных принципов, применительно к европейским условиям, было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, Хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Принцип мирного сосуществования

Принцип мирного сосуществования не указан в качестве самостоятельного принципа в Декларации 1970 г., несмотря на то что она разрабатывалась по инициативе социалистических государств, предложивших кодифицировать принципы мирного сосуществования. Западные державы воспротивились употреблению выражения «мирное сосуществование» на том основании, что это якобы русский термин, основанный на марксистской идеологии.

Действительно, этот термин вошел в международную практику главным образом благодаря советскому государству, отстаивавшему свое право на мир и равноправное сотрудничество. При этом содержание принципа в советской практике не оставалось неизменным. Если в первый период существования СССР внимание было сосредоточено на элементах принципа, относящихся к поддержанию мира, то в дальнейшем все большее значение придавалось элементам, относящимся к сотрудничеству. Этот момент имеет существенное значение, поскольку противники принципа утверждали, будто он означает лишь отсутствие войны.

Нельзя не заметить, что проблема мирного сосуществования государств с различным социальным строем, с разными религиями всегда была центральной в международной жизни. Неслучайно идея мирного сосуществования нашла отражение уже в трудах отцов международного права, начиная с Г. Гроция. Новое значение она приобрела в условиях глобализации, когда остро встала задача сохранения многообразия мира. В Декларации тысячелетия ООН подчеркивается: «Различий внутри обществ и между ними не следует бояться, не следует их и подавлять, их надо беречь как ценное достояние человечества».

Принцип мирного сосуществования сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, в первую очередь принципов неприменения силы и сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *